Приглашаем на лекцию поэта, историка и литературного краеведа Георгия Квантришвили о неофициальной самарской литературе, цензуре и самиздатах, и о том, как формировалось диссидентство в Куйбышеве: от религиозных сект до студенческих кружков.
Самарская Лука в СССР находилась на особом положении. Край по итогам политики «военного коммунизма» стал к середине двадцатых огромной «мертвецкой» (В. Хлебников). Центром гигантского социального эксперимента – в следующее десятилетие. Был тотально «зачищен» при аварийном переезде столицы в 40-х. Словно ниоткуда возникшие города-гиганты, «закрытые» для иностранцев, с засекреченными космической и военной промышленностью – таков местный колорит второй половины прошлого века.
Попытки неофициального производства и распространения текстов в Самаре никогда не становились объектом рассмотрения. Истории литературы такого рода не существует. Схематические наброски к такой истории будут представлены на лекции.
Авторы и распространители текстов, выходящих за рамки официоза, имели, по сути, три варианта развития собственных биографий. Бегство. Конформизм. Мученичество.
Мученичество – не синоним качества текста, конформизм – не антоним. Почему в Самаре не было создано ни своего «Мастера и Маргариты», ни своего «Доктора Живаго», ни своего «Архипелага Гулаг»?
Кто такие писатели-попутчики и почему на у нас не было ни одного «попутчика»? Что такое «возвращённая литература» и почему мы никого и ничего не возвратили?
Мученики: мемуары толстовца И. П. Яркова, «В Иродовой бездне» баптиста Ю. С. Грачёва, «наука священного коммунизма» и 27 тетрадей сектанта А.М. Стрельникова, «Путь жизни» старовера Т. С. Тулупова, трагедия православного священника в «Отцовском кресте» сестёр Самуиловых, анархисты в «Старом Буяне» С. Н. Чекина, «Путь» лагерницы О. Л. Адамовой-Слиозберг, шокирующий «орал хистори» члена Верховного Совета СССР генерала В. Н. Гордова, свидетельства предателя-невозвращенца Р. М. Берёзова (Акульшина), мемуары «главаря куйбышевских хиппарей» Влада Бебко, «Второй Коммунистический Манифест» основателя пролетаризма А. Б. Разлацкого, 18 сожжённых томов романов и стихов художника М. В. Зотова…
Конформисты: куда подевались довоенные куйбышевские писатели? сворачивание первой оттепели («Черемшанские были» Николая Коляструка», «Великая река» Павла Вишнева, «Баллада о командирах» Валентина Столярова, Александр Возняк), ГМК-62, сворачивание второй оттепели («Внуки Наленча» Ирины Корженевской, «Жёлтый тайфун» Виктора Кирюшкина, «Нарушение правил» Евгения Астахова).
Литобъединения Самарского госуниверситета (школа юного филолога В. П. Финкельштейна, университетские кружки В. П. Скобелева и С. З. Агранович, «Молодая Волга», институтские литобъединения, литобъединения при клубах и ДК). Что такое многотиражка?
Классики самарской неподцензурной поэзии Александр Скоромыкин и Пётр Степанович Александров: сходства и различия. Контркультура. Круг Михаила Богомолова и попытка первого DIY-зина. Юрий Орлицкий. Неподцензурная проза Юрия Малецкого и Сергея Поберёзкина. Круг авторов, сложившийся вокруг художника В. Г. Рухмалёва. Самиздатовские журналы и альманахи Валерия Искварина.
Звучащее слово: «пластинки на костях», стиляги, бит-группы, блатняк, барды и Грушинский, радиохулиганы, магнитоиздат, дискотеки-театры, родина русского рэпа.
Вход 100 рублей