Выставка «Сад утопий»

19 марта в 19:00 приглашаем на открытие выставки «Сад утопий», посвященной утопии как творческому методу и образу мышления.

 

Название выставки отсылает к «райскому саду» и «саду наслаждений», к первоначальной неразделенности жизни и чувства. На выставке представлены архитектурные проекты и художественные произведения, посвященные образам идеального дома, городской среды и мифа в нашей повседневности, в которых «фантазия» интерпретирует жилое пространство людей и стремится управлять или направлять их тела.

Выставка условно поделена на три зоны: жилище, город и сад, каждая из которых наполнена самыми разными произведениями: книги. чертежи, гравюры, макеты, посуда, скульптура, инсталляция и видео, бродя среди которых, можно познакомиться с проектами зарубежных и российских художников от XVIII века до наших дней, от французского классицизма до самарского совриска.

Выбор произведений и экспозиция обусловлены скорее поэтически, рифмами и ассоциациями, чем методически. Общим фоном для выставки стала инсталляция Алисы Николаевой “Фонтан” (2020), которая превратила всё пространство галереи в урбанистический сад.

Фантастическое будущее на выставке представляют чертежи «Летающего города» Георгия Крутикова (1928), супрематическая посуда от Казимира Малевича и абсурдные рационализаторские фантазии из книги Уильяма Хита Робинсона «Как жить в квартире» (1936), «ретро-утопии» Джованни Баттиста Пиранези, который изображает колоссальные античные руины на фоне современного ему Рима, и работу самарского художника Александра Филимонова «Когда и при каких обстоятельствах я в первый раз увидел искусство» (2020), где шедевры искусства расположились в интерьерах хрущёвок, как окна в параллельные миры, дразнящие и слепые. В своем фотопроекте «Чудесный день» (2018) Сергей Сапожников фотографирует интерьеры заброшенного Palazzo Costantino в Палермо и интегрирует полученные изображения в рабочие постройки совхоза в Ростовской области, на родине художника. Это соседство оказывается ретро-утопичным, сентиментальным и ироничным одновременно. Похожим образом французский художник Абсалон инсценирует быт в своих «Жилищных решениях» (1992): они одновременно отсылают к домам на Ближнем Востоке, откуда он родом, дешёвому жилью на окраине Парижа и модернистской одержимости экономией. Саморазоблачающий пафос утопии используют в своих инсталляциях Ирина Корина (2006) и арт-группа «ЗИП» (2017).

Тем не менее, утопии передаются из уста в уста, тиражируются и даже преподаются. В рамках подготовки к выставке мы попросили учащихся Самарской Вальдорфской школы и студентов Самарского государственного технического университета изготовить реплики известных произведений и архитектурных проектов прошлого: «Бесконечной колонны» Константина Бранкузи, макетов «Дома удовольствий» Клода-Николя Леду и «Летающего города» Георгия Крутикова. В выставку также вошли рассказы участников о том, почему они согласились делать эти проекты, и что они о них думают.

 

Куратор: Сергей Баландин


Авторы: Константин Бранкузи, Георгий Крутиков, Клод-Николя Леду, Казимир Малевич, Джованни-Баттиста Пиранези, Абсалон, Екатерина Максимова, Уильям Хит Робинсон, арт-группа ЗИП, Ирина Корина, Алиса Николаева, Сергей Сапожников, Александр Филимонов.

Реплики создавали: Ксюша Шервен и Лана Колосова, Серёжа Сапрыкин, Захар Дрягалин, Аркадий Жариков, Антон Калугин, Александр Кошелев, Андрей Миллер, Савелий Омелянчук, Артемий Сердобинцев и Влад Смородин.

Экспонаты предоставлены: Государственным музеем архитектуры им.А.В.Щусева, Московским музеем современного искусства, Самарским областным художественным музеем, FRAC Poitou-Charentes, фондом V-A-C, Центральным государственным архивом Самарской области и самими художниками.

На открытие вход свободный

В остальные дни 200 рублей, льготный билет 100 рублей

 

Встреча Вконтакте

Мероприятие в Facebook

Запись прямой трансляции с открытия 

 
Сми о выставке: